Манифест
результативного
образования
Информационная революция. Новая среда жизни. Скорость изменений
100 тысяч лет назад человечество изобрело речь – технологию передачи информации из мозга одного человека в мозг другого.

10 тысяч лет человечество изобрело письмо – технологию сохранения информации вне мозга человека и передачи ее в будущее.

100 лет назад человечество изобрело искусственный интеллект – технологию обработки информации вне мозга человека.

В 21-ом веке искусственный интеллект начал все шире и глубже придумывать свои способы обрабатывать информацию по заданию человека.

Человек сегодня пишет, считает, собирает данные, ищет информацию, переводит на другой язык, принимает решения с помощью машин. На протяжении предыдущего поколения мир радикально изменился и продолжает меняться с возрастающей скоростью. Современное эффективное образование должно это учитывать – готовить каждого человека к жизни в быстро меняющемся, непредсказуемом, неожиданном мире.

Мы начинаем строить результативное образование. Его контуры описаны в настоящем Манифесте, прежде всего – для общего образования. Иногда мы обсуждаем перспективы и за его пределами.
Цели учения. Учение для работы и жизни. Чему учиться?
Задача формулирования целей учения наталкивается на необходимость сформулировать и цель жизни человека. Эта формулировка находится вне Манифеста, но все же дадим очень сжатую и неполную формулу: быть счастливым, помогать другим, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра.

Человек хочет и может учиться с самого рождения, но приходя в детский сад и школу, часто теряет эту способность. Но в сегодняшнем мире эта способность становится все более необходимой: профессии меняются очень быстро, профессионалу постоянно приходится осваивать новые области, учиться.

Умение учиться не единственное древнее умение, которое становится все более важным. Надо обладать системным мышлением, анализируя информацию, приходящую из разных источников и затем синтезировать ее, предлагая творческое решение в неожиданной и непредсказуемой ситуации. Такое решение может быть рискованным и нужно иметь смелость и осторожность для его реализации, управлять своей энергией. Еще одно древнее умение – жить и работать с другими людьми. Это значит – понимать себя и другого, уметь говорить об общем деле или своем состоянии, делать что-то вместе, разделять труд, руководить, или подчиняться там, где нужно.

Только-что упомянутые умения: учиться и другие – вечные, заложенные в человеке биологически миллионы лет назад и социально – тысячи лет назад. Мы их называем «гибкими, или универсальными навыками». В 21-ом веке они стали особенно важными.

В 21-ом века важен и еще один «общий цифровой навык»:

эффективно применять цифровые технологии, которые используются массой людей в повседневной жизни и передовыми профессионалами в своей области;

постоянно применять свое умение учиться к освоению новых «цифровых навыков».

Этот навык связан с цифровым мышлением, которое позволяет нам анализировать и планировать реальность, исходя из качественных зависимостей, процессов передачи сигналов и управления, алгоритмов, игр, вероятности и хаоса, а не из непрерывности и устойчивости.

Что из «традиционных» знаний, умений и навыков стоит изучать детям? Ответ простой: в первую очередь то, что им понадобится в будущем и интересно сегодня. Во вторую – то, что интересно сегодня, но не понадобится в будущем. Не стоит – то, что не понадобится в будущем и не интересно сегодня. Хочется сделать интересным все, что понадобится.

Маленькому и большому человеку постоянно приходится решать задачи – большие и маленькие. Сегодня у него есть возможность использовать (и не использовать, пока :-)) весь окружающий его искусственный интеллект. Как в этих условиях научиться системно мыслить и решать задачи?

Самое надежное – получить опыт решения все более разнообразных, сложных и неожиданных задач, относящихся к современному миру людей, технологий, природы. Это значит – учиться понимать, как работает твое тело, Вселенная, как формулировать вопрос и какие действия предпринять, чтобы получить на него ответ от окружающего мира, другого человека или всемирной сети. Надо иметь внутреннюю картину того, что происходит, когда ты варишь яйцо, почему «она не отвечает на мои звонки», что такое физическая, биологическая или социальная закономерность, и как математические формулы, беготня электронов и фотонов, появление мемов в социальных сетях, помогают машине предсказать развитие событий в физическом или социальном мире.

При решении задач, о котором мы говорим, учащийся может: снимать фильм о том, что происходит вокруг него, рассказывать об этом другим, используя изображения и текст на экране, строить математическую модель изменений в мире, пользуясь формулами, открытыми самостоятельно или найденными в интернете.

В таком учении не так важен конкретный материал, с которым человек работает, а то, какие учебные цели он достигает. И среди эти целей, не так важно, какие конкретные факты обнаружил ребенок, и даже – какие законы природы или общества он открыл. Для нас важнее, что он освоил те вечные и всё более важные навыки, о которых мы говорили выше и то, что он осознает свой процесс учения и все в большей степени управляет им.

Из того, что сказано выше, видно, что вопрос о том, как учиться, и каких приобретать навыки за пределами школьных предметов, сегодня даже более важен, чем формальное «знание школьной программы». Тем не менее, такое знание необходимо: его требует Закон об образовании, Федеральный стандарт, и школа должна его давать. Еще важнее, что в современной школе описанные выше навыки приобретаются в процесс освоения конкретного предметного материала.

Как обозначить необходимый минимум? Естественный способ дается государственной итоговой аттестацией. Теоретически, скажем, каждый выпускник 9-го класса должен был бы демонстрировать минимальный положительный результат на ГИА по любому школьному предмету. Но практически сегодня это не так. Ученик выбирает, помимо русского и математики, еще пару предметов и готовится по ним. По оставшимся предметам, он может и «не вытянуть на тройку», хотя тройка в аттестате будет стоять.

Результативная школа будет достигать лучших результатов благодаря правильной организации всего образовательного процесса.

Важно: судя о знаниях, умениях и навыках сегодняшнего человека, бессмысленно лишать его цифровых ресурсов современного мира. Если выступающий использует непонятное кому-то в аудитории слово и слушатель находит это слово у себя в мобильнике, это не дискредитирует ни выступающего, ни слушателя, ни слово, ни мобильник, ни интернет, ни общество 21-го века.

Из этого исходит и результативная школа. Ученик будет обладать всеми нужными предметными знаниями, умениями и навыками, применять их эффективно в ситуациях, при этом – неожиданных и непредсказуемых, используя машину. В предсказуемых и известных ситуациях они будут не так и нужны, часто – просто переданы машине.

Но главное – поддержание желания учиться. Самые странные и экзотические знания и умения оправданы, если они приобретаются с желанием и по свободному выбору. Спорт – прекрасная иллюстрация к сказанному, но не только спорт. Если ребенку, при поощрении семьи нравится преодолевать трудности на пути к высокому искусству каллиграфии, и он с гордостью несет домой свои «каракули» – это прекрасно. Но имеем ли мы право лишать ребенка быстрых и эффективных способов создания красивых и грамотных текстов на компьютере, если чистописание «не пошло»?

Нужно ли выработать у ребенка умение делать что-то во всех отношениях бессмысленное, то, что он делать не хочет, «но надо»? Видимо, однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет, но ясно, что в современном мире попытка такой выработки дает в целом отрицательный эффект.

Противоположная ситуация – учиться тому, что «не предусмотрено школьной программой», но хочется. Это огромная область дополнительного образования, которое для очень многих оказывается основным, где он учится учиться и приобретает многие другие навыки 21-го века. Нужно дать возможность школе аккуратно посторониться и не мешать дополнительному образованию, пользуясь его благами. Сегодня все чаще дополнительное образование становится начальным элементом профессионального образования и личной карьеры. И общество в целом и профессиональные образовательные программы должны участвовать в формальном признании, зачете этих элементов, и такое признание активно предлагать.

Раннее начало профессионального образования (СПО) также должно гибко совмещаться с дополнительным и общим образованием. Оно должно помочь сохранить способность к учению, с ориентацией на быстрое применение освоенных навыков.

Хватит ли времени для навыков 21-го века?

В комплексе предметные навыки, цифровые и гибкие осваиваются учеником быстрее, чем только предметные в традиционной школе. Важно, что цифровые ресурсы доступны, вся учебная работа и коммуникация идет на цифровой Платформе учения.

Таким образом, времени для навыков 21-го века хватит.
Мотивация. Учим тому, что нужно и интересно
Чтобы научиться чему-то, надо делать это, получая результат. Мы будем учить ребенка с детского сада тому, что ему интересно, трудно и посильно, сохраняя и поддерживая мотивацию. Универсальные навыки присутствуют в этом учении с самого начала.

Повторим: человек учиться сам и рождается, умея учиться. Первая образовательная задача самого человека, других людей, общества: поддержка и восстановление интереса к учению. Как учиться учиться? Самое надежное – учась чему-то интересному, посильно трудному, постоянно открывая что-то новое, создавая что-то интересное и важное для тебя и для других.

Вот, что может сегодня помогать учению, поддерживать мотивацию к нему:

От рождения до школы. Поддержание интереса к новому, любопытства, удовольствия от того, что что-то получилось, формирование системы образовательных отношений с другими людьми: родителями, детьми, учителями, другими взрослыми, как источниками удовлетворения перечисленных потребностей. Нужна среда, богатая объектами, ситуациями, событиями и процессами, соответствующая этому, в частности – игра и учение другого. Учитель, во всем этом участвует, выясняет особенности детей, предлагающий план дальнейшего развития ребенка.

Начальное образование. Учитель поддерживает и стимулирует познавательную, творческую и конструктивную деятельность, коммуникацию между детьми и между детьми и их семьей, соблюдение правил, рефлексию. Семья действует согласованно со школой. Различными путями и с различной скоростью все дети достигают всех целей начального образования, сохраняется их умение учиться, формируются умения учиться вместе с другими и с помощью других, продолжается выявление и учет их специфических черт.

Основное образование. Учение, как возможность взаимодействия с другими людьми, по поводу его процесса и результата. Учитель, как организатор и участник этого взаимодействия, временами – единственный. Поддержка семьей всего интересного ребенку и его взаимодействия с другими.

Полная школа. Учение для внешней, жизненной цели – работы, продолжения образования. Диалог ребенка с семьей и школой по выбору пути

Общее высшее образование и непрерывное общее образование взрослых. Обеспечиваемая обществом реализация потребности в учении, начинающейся в младенчестве. Выбор того сообщества, в котором ты продолжаешь учение.

Профессиональное образование и непрерывное профессиональное развитие – самосовершенствование и конкурентоспособность в выбираемой области.

В этом перечислении каждый следующий уровень не отменяет предыдущего, но развивает его и дополняет, пока это имеет смысл.

Родители

Родители участвуют в образовании человека не только как налогоплательщики или плательщики платного обучения. Их роль в поддержке или снижении мотивации ребенка очень существенна, в частности, и потому, что учитель тратит на конкретного ребенка персонально в десятки раз меньше времени, чем могут его родители. Проблема снижения мотивации родителями может быть очень серьезным фактором. Вот несколько причин такого снижения:

- завышенная требовательность к ребенку (в том числе – тоже со ссылкой на собственное образование),
- попытка подменить его выбор своим, а не помочь ему в выборе
- жизненные неудачи, особенно – при наличии «высокой образованности», и еще более – при констатации такого несоответствия; противоположная ситуация может дать еще худший эффект: «денег, заработанных родителями, мне хватит, чтобы не учиться и хорошо жить»
- не согласие с содержанием образования, которое получает ребенок, особенно в связи с тем, что «нас когда-то учили не этому и не так», что будет становится все более серьезным из-за необходимых изменений в содержании образования: «они чтобы ответить на простейший вопрос, лезут в интернет».

Среди многих понятных и известных способов поддержать ребенка в учении, проявить интерес к нему и к его делам, укажем один: научиться от него чему-нибудь.

Работа с родителями, введение их в мир современного образования – важнейшая задача школы.
Как среда, окружающая человека, может помочь ему учиться? В чем миссия и роль школы и университета?
Где, с кем и у кого учиться?

Мотивация и результаты учения связаны с тем, у кого, от кого с кем, и «об кого» учится учащийся. Человек учится сам, но совершенно самостоятельное учение на некоторых этапах невозможно (Маугли), на других – является редкостью. Личность преподавателя, как и личности со-учеников по классу, студенческой группе и даже по университету, или школе в целом, оказываются важнейшими факторами, определяющими результаты образования и их применение в последующей жизни.

Общение вне формальных учебных курсов, в столовой, спортзале, общежитии, школьное, студенческое братство сегодня даже чаще становятся ключевыми факторами образования, чем столетия назад.

Наше представление об учении – это со-вместная работа, работа «вместе», со-трудничество, совместный труд, где вместе и планируются и достигаются цели.

Высшее образование. Куда ты поступил и что ты закончил?

В современном образовании вопросы о том, у кого и с кем ты учился, чему ты учился и диплом какого вуза получил, оказываются разделенными. Это происходит благодаря дистанционным, синхронным и асинхронным технологиям общения и передачи искусственному интеллекту знания и реализации части человеческих функций (в проверке работ, консультировании). При этом для просто самостоятельного учения возможности очень велики. В современном мире курсы лучших университетов общедоступны в интернете, бесплатны или стоят очень дешево. Если интерес к учению есть, то можно эти курсы осваивать самостоятельно, получая консультации в сложных случаях из разных источников (включая тот же университет).

Заочное, в советском смысле, образование исчезает. Сегодня оно означает просто высокую долю ответственности и самостоятельности учащегося и сниженную долю индивидуального человеческого труда преподавателя.

Современная ситуация с поступлением в вузы и ЕГЭ фактически обеспечивает выпускнику, преодолевшему минимальный барьер, устанавливаемый государством, учиться по выбранному направлению высшего образования вместе с другими студентами, имеющими близкие результаты обучения в школе.
Персонализация образовательного процесса
В результативном образовании каждый, кто учится, вместе с семьей, участвует в выборе и планировании:

- системы целей образования (в той степени, в какой это позволяет образовательный стандарт), отвечающей жизненным целям учащегося и семьи
- последовательности достижения этих целей
- конкретных заданий, выполняемых для достижения цели
- используемых при достижении цели ресурсов (прежде всего – ресурсов собственного времени).

Нет «отстающих», которые уже давно просто отсиживают уроки: «три пишем, два в уме», высокомотивированные сохраняют и развивают свою мотивацию. Реальность подхода обеспечена:

- мотивацией, умением учится и другими ключевыми навыками учеников
- цифровой платформой учение, где ученик планирует свои цели, степень их достижения и движется к ним, выполняя задания
- умением учителей работать в модели результативной школы

В начальном периоде перехода от традиционной школы к результативной, проблема «отстающих» может оказаться центральной: самым сложным будет переход от психологии троечника (реального двоечника) к психологии человека, который освоил все необходимое для того, чтобы идти дальше, и постоянно идет. Наша задача: дать возможность и помочь учиться каждому, кто учится.

Постоянное запланированное продвижение к каждой запланированной цели (при необходимости – коррекция планов) и есть то, чего мы хотим достичь для каждого ученика. При этом центральным вопросом для нас становится не абсолютные достижения ученика, а именно достижение запланированного, и не менее важно – честное совместное осознание того, что именно достигнуто.

Неудачи в учении. Неудачный выбор

Если ты хочешь что-то попробовать, у тебя всегда есть для этого возможность. Если что-то не получилось, но тебе этого хочется, можно что-то изменить и попробовать еще раз, то же самое или совсем другое. Выбор – не фатален.

Неудачи – важнейший элемент учения, улучшение в результате обратной связи с учителем, оценивается как важное достижение.

Управление образовательным процессом

В результативной школе:

- каждый ученик достигает запланированных целей
- каждый учитель определяет цели ученика в согласии с ним и его семьей, дает задания с учетом особенностей ученика
- главный ресурс ученика – это время, планируется все время учебной работы, включая самостоятельную
- учителя, родители, весь коллектив взаимодействует в интересах каждого ребенка и оптимизации затрат его ресурсов

Как школа этого достигает?

Вся работа каждого ученика и учителя видна и фиксируется на цифровой Платформе учения. Там же идет взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Если возникает угроза отставания, выделяются дополнительные ресурсы и цель достигается. Если ученик высоко мотивирован и движется быстрее, он может получить задания углубления.

На Платформе собираются большие данные о процессе, на их основе делается прогноз о ходе образования каждого, рекомендуется персональная оптимальная стратегия учения. Ученики и учителя имеют возможность и навыки работы на Платформе.

В дальнейшем Платформа станет открытым полем взаимодействия, к которому может обратиться любой учащийся и учащий.

Деятельность учителя измеряется не затратами – количеством часов в классе, пройденными главами учебника, а результатом: динамикой достижения учениками их целей.
План действий
Где взять учителей и школы результативного образования?

Многие замечательные образовательные концепции были реализованы их авторами в одной или нескольких школах, где собирались учителя и администраторы, верящие в концепцию и готовые постоянно изобретать что-то новое, чтобы эту концепцию воплотить. Иногда получались замечательные результаты, но часто в какой-то момент построенная система исчезала.

Какой-то гарантией для жизненности нового образования может быть подготовка учителей. Конечно, система подготовки новых учителей и профессионального развития уже работающих необходимы.

При этом, как показывает мировой опыт, система результативного образования может быть реализована в массовой школе. Ее начинают учителя, которые ее поняли и в нее поверили, подхватывают их школы, выстраиваются связи с профессиональным образованием и т. д. Творчество, изобретательность, харизматичность нужны не меньше, чем в массовой школе, но и – не намного больше. Система может быть реализована и рядовым учителем в школе со строящимся новым укладом – результативным.

Как сегодня в России строится система результативного образования?

Основные принципы системы уже нашли отражения в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте. Система целей для всего общего образования уже строится, и не только нашей организацией. Уже видны ее общие контуры и многочисленные примеры.

Российская система Государственной итоговой аттестации и другие элементы управления качеством можно интегрировать со строящейся системой целей, как и международные системы IB, Cambridge Assessment. Применение цифровых ресурсов учеником в процессе аттестации уже начинается и будет расширяться, оставаясь, в основном, добровольным и постепенно становясь основной моделью.

Массовая школа сможет реализовывать модель результативного образования, обращаясь к источникам информации, живого опыта и к системе профессионального развития, которые строятся с нашим участием, как часть экосистемы результативного образования.